Педагогическая страничка Успенской О. Г.

 

 

АННОТАЦИЯ

на опыт работы воспитателя Успенской Ольги Геннадьевны

по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Работа представляет собой синтез краткого анализа освещения темы в психолого-педагогической литературе и накопленного практического материала по экологическому воспитанию дошкольников.

Автором раскрыта актуальность темы и значение изучения ее с детьми на современном этапе.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Это доказано приложенным сравнительным анализом содержания по изучаемому разделу основной общеобразовательной программы и содержания методики по экологическому воспитанию С.Н.Николаевой.

Цель работы Ольги Геннадьевн - дать детям экологические знания с позиции новой парадигмы: не мир для человека, а человек – часть природы.

В процессе работы с детьми решаются следующие задачи: сформировать у детей осознанно-правильное отношение к природе, которое рассматривается как совокупность знания и активного проявления ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для нужные условия, понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий, эмоционального отклика , радости на любые проявления животных и растений, их красоту.

Педагогом составлен перспективный план НОД для детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп. В этой образовательной деятельности органично слились и дополнили друг друга материалы методик по экологии Николаевой С.Н. и Рыжовой Н.П., а так же других технологий .

Особое внимание в работе уделено детской исследовательской деятельности. Ведь еще В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира».

Автором работы составлено перспективное планирование по этой теме для всех возрастных групп.

Разработана методика диагностирования, определены ее цели, задачи ; дан анализ результатов, рекомендации к дальнейшей работе, представлены анкеты для родителей и сотрудников МБДОУ.

В приложении к работе представлены конспекты непосредственно образовательной деятельности, вечеров развлечений, подвижные и словесные игры , рисунки детей, кроссворды, подборка пословиц и поговорок.

 

Детское экспериментирование как метод обучения

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года-практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода.

 

Расскажи-и я забуду, покажи-и я запомню,

дай попробовать-и я пойму.

 

Актуальность экологического воспитания дошкольников

В настоящее время понятие «экология» (экология – это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных и растений с окружающей средой) из сугубо научного понятия превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего прежде всего из разнообразной деятельности людей.

«Эко» - значит «ДОМ». Наш дом в опасности! Планета Земля погибает. Другого дома нам не дано, и мы не вправе лишь растерянно взирать на страшное дело рук своих. Долго, слишком долго мы воспринимали все учащающиеся сообщения о бедствиях и потерях – отравленных почвах и зараженных водах, гибели безответных животных и растений, опасных дождях и вредоносном воздухе – лишь как досадные случайности, вызванные чьим-то невежеством и разгильдяйством. Наступило время осознать, что вина за надвигающуюся катастрофу лежит на каждом из нас. Именно поэтому необходимо необходимо с первых лет жизни воспитывать гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Исходя из необходимости воспитания детей с новым экологическим мировоззрением, основы которого закладываются именно в детстве, нужно целенаправленно и систематически вести работу по направлению дошкольного педагогическо-экологического воспитания, в процессе которой формировать у детей начала экологической культуры, осознания правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Жизнь на нашей планете воплощается во множестве форм и на разных уровнях, но, несмотря на это, она едина. Все формы и проявления жизни не существуют сами по себе, они связаны в единый комплекс жизни. Эти взаимосвязи очень стойки и в то же время весьма ранимы: достаточно разорвать одно звено, одну единственную связь, порой гибнет вся цепь взаимоотношений. Не зная этого, не задумываясь о последствиях, человек так и поступает. Поэтому, воспитывая у детей экологическое мировоззрение, необходимо делать акцент на развитие у них элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях; что позволяет подвести их к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений с окружающей средой и последствиях деятельности людей.

Учитывая сложившуюся неблагоприятную экологическую ситуацию в стране и в целом на земле, необходимо воспитывать людей с новым экологическим мировоззрением, которое закладывается в детстве, так как при этом они не будут безответственно относится к природе. Насыщение экологическим содержанием образования и воспитания дошкольников, которое должно являться первым звеном системы непрерывного экологического образования – важный фактор в решении наших экологических проблем. Внушая каждому ребенку мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь, мы способствуем движению к новой экологической культуре, необходимой для решения уже возникших экологических проблем и предотвращения новых и недопущения разрушения экологической среды.

Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Для этого всем, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наряду с другими, не менее значимыми видами. Мы должны понимать ограниченность природных ресурсов, используемых территорий. Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции, люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности: с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой – человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовать эти принципы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Достичь целей, декларируемых в современной концепции устойчивого развития, можно только через экологическое образование.

В течении многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, чтобы «взять у нее богатства», а человек считал себя победителем, покорителем природы. Такова главная идея антропоцентризма. Это означает, что в отношениях «люди – природа» человек рассматривает себя как главное лицо, которое может переделать окружение свое так, как ему нравится, для своего блага. У подрастающего поколения можно и должно сформировать новое экологическое сознание. Тогда это поколение будет строить свои отношения с природой с иных позиций – с позиций биоцентризма, означающих: человек – особая разумная, но все же только часть природы, а экология не просто наука, мировоззрение. Кем бы не стал ребенок в будущем, он должен понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

 

Презентация на тему: "Методы  работы по экологическому воспитанию детей"

"Химический лицей"
"Школа №60"
"Детский сад №37"
"Детский сад №131"

Полезные ссылки: